Разговор с ухтинцем века

Георгий Федорович Фиронов (1924 - 2016 гг.)
Фото Сергея Соколова

30 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося человека, Заслуженного врача России, участника Великой Отечественной войны Георгия Фёдоровича Фиронова. В память об «Ухтинце века» мы вспоминаем материал, опубликованный в апреле 2015 года в газете «Колокол Севера».

Как мало настоящих героев в современном мире. Сытая спокойная жизнь формирует иные запросы. На слуху и перед глазами сейчас совсем иные звезды. Все новостные порталы каналов телевидения и Интернета забиты под самое горлышко новостями об актёрах, телеведущих, певцах, скандальных политиках. Герои наших дней – персонажи, не создающие никаких материальных ценностей, более того, зачастую их уничтожающие. Многочисленные сериалы, театральные постановки, произведения художников, музыкантов выполняют, увы, роль некой «пятой» колонны, которая отнюдь не цементирует наше общество, не воспитывает из молодых людей патриотов Отечества.

Однако утверждать, что не на кого в наше время равняться – значит сказать неправду. Сегодня я хочу рассказать об удивительном человеке, с которым мне довелось пообщаться, о Георгии Фёдоровиче Фиронове. Немало хороших строк написано о нем, и, тем не менее, мне кажется, говорить о таких людях надо почаще, все меньше рядом с нами героев Великой Победы, тех, кто является достойным примером для молодёжи.

Изредка встречаясь с ветераном на заседаниях депутатского корпуса, я всегда отмечал его особенную энергичность, так не свойственную пожилым людям. Его выступления всегда отличали справедливость, принципиальность и смелость. Об интервью с ухтинцем века думал давно, и наконец, побывал у Георгия Фёдоровича в его рабочем кабинете – небольшой комнатке, где компактно разместились шкаф, стол и три стула. Ничего лишнего, все по-спартански скромно. Передо мною элегантный мужчина с молодым задорным блеском в глазах. Несмотря на преклонный возраст, в апреле Фиронову исполнится 91 год, у меня язык не поворачивался назвать его стариком или пожилым человеком.

Кстати, когда он глядел на меня в упор, то выдержать его пристальный взгляд было довольно непросто. Он как врач-диагност сканировал меня, пытаясь понять, кто перед ним, насколько откровенно можно беседовать и стоит ли вообще с ним общаться.

Монолог свой Георгий Фёдорович начал с рассказа о командировке в Канаду. Там ему случайно (а скорее по Божиему промыслу) попалась в руки книга, посвящённая жизни Иоанна Кронштадтского. Жизнь святого произвела на моего собеседника сильнейшее впечатление. Он признался, что с глубочайшим почтением поцеловал бы руку этому великому человеку. «Он целиком принадлежал Церкви и народу», - отметил Фиронов. И тут же поделился своим сожалением о том, что сегодня таких святых людей нет.

Постепенно наш разговор приобретал некую задушевность. Общение затянулось почти на два часа. Порой мы отвлекались от темы, однако я понимал, что эти отступления тоже интересны, поскольку общался с личностью, увы, почти ушедшего героического поколения, и каждая фраза, каждое слово человека той эпохи, безусловно, дорогого стоят.

Что больше всего подкупало в общении с Георгием Федоровичем - прямота, порой переходящая в безапелляционность, однако это не задевало, я понимал, что человек, проживший героическую жизнь, имеет на это право. Георгий Фёдорович является для меня примером того, как нужно жить в этом жестоком современном мире, не подстраиваться под часто меняющуюся ситуацию, а гнуть свою линию, если чувствуешь свою правоту.

С какой теплотой и уважением он отзывается обо всех людях, с кем доводилось ему работать. О своих учителях, наставниках, сослуживцах, товарищах. А как он отзывчив к чужой беде, боли. Всегда готов прийти на помощь.

Георгий Фёдорович – человек из прошлого, далёкого прошлого, ушедшего от нас безвозвратно, как бы мы ни ругали старый доперестроечный жизненный уклад, с моей точки зрения, люди тогда были более отзывчивыми, нежели сейчас. Усиленно вдалбливаемый нам постулат – человек человеку - не друг, не товарищ и не брат, прочно пустил свои корни, и выкорчевать их, похоже, уже не удастся.

Отвечать на один из моих вопросов - как удалось сохранить такое здоровье, что и сейчас его энергии может позавидовать любой молодой мужчина, - Георгий Федорович начал издалека, очевидно, он и сам много думал над этим феноменом.

Прежде всего, ветеран отметил, что питались в то время натуральными продуктами, особенно в деревне. Был очень чистый воздух, не загрязнённая промышленными сбросами питьевая вода. И весь день у детей проходил в труде, к которому родители приучали с самого раннего возраста. В деревне невозможно быть лежебокой. Надо помогать родителям по хозяйству, кто вырос в деревне, тот знает, как тяжела и разнообразна крестьянская жизнь. Ни минуты без дела. Пятилетним малышом Георгий уже помогал отцу. Работу давали посильную: так, отец рубит дрова, а сын складывает их в поленницу. Наступает весна, и дети помогают взрослым вскапывать огород, сажать овощи, затем бесконечные прополки, поливки, заготовка сена, выпас скота. А сколько воды надо для семьи и живности! Её надо было носить из колодца за несколько десятков метров от дома. И не одно-два ведра, а несколько десятков, поскольку одна корова в вечернее кормление выпивает до 12 литров.

Георгий Фёдорович вспоминает, что в школе до девятого класса не видел ни одного курящего мальчика. А когда закурил товарищ, то они всем классом убеждали его бросить вредную привычку и смогли-таки отвадить от этой напасти. Сейчас у нас курят, пьют пиво и энергетические напитки чуть ли не с начальной школы, спрашивается – откуда быть здоровой молодёжи? В довоенные времена воспитывали уважать старших, защищать слабых, не проходить мимо, если обижают товарища. Одним словом, росло поколение патриотов, именно эти ребята смогли, когда стали взрослыми, сломать хребет фашистскому зверю.

Любимыми видами спорта у героя моего рассказа были лыжи и футбол. В футбол он играл за сборную Нового Оскола, участвовал в соревнованиях по бегу и лыжным гонкам. Длительная физическая нагрузка в этих видах спорта и сформировала крепкое здоровье.

Мой собеседник вспомнил интересную историю из своей спортивной юности. Своими силами ребята построили футбольный стадион. За проявление излишней инициативы их чуть не посадили. Дело в том, что при создании площадки под футбольное поле они срубили несколько деревьев, а участок принадлежал леспромхозу. Кто-то написал жалобу в прокуратуру, против ребят возбудили уголовное дело, пытаясь инкриминировать им хищение леса. Энтузиастам грозил срок. Ребята не растерялись, пошли в горком комсомола, где стали доказывать, что лес они израсходовали на сооружение трибун вокруг стадиона. К слову говоря, само строительство этого спортивного сооружения продолжалось три года. В результате футбольное поле получилось на загляденье - ровное с зелёным газоном, одно из лучших в районе.

На ковёр к первому секретарю горкома вызвали ребят и руководителя лесхоза. Комсомольский лидер оказался умным и справедливым человеком, разобравшись в ситуации и побывав на месте, он предложил руководителю лесхоза съездить и посмотреть, что сделали ребята и на что потратили его древесину. В результате, директор забрал заявление из ОБХСС, а юноши получили отличное поле, где смогли играть в свою любимую игру.

Георгий Фёдорович хорошо помнит день объявления Великой Отечественной войны, все его товарищи и он, конечно же, побежали в военкомат, с требованием зачислить их в ряды Красной Армии, было нашему герою в ту пору 17 лет. Коридоры военкомата полны добровольцами, был огромный патриотический подъем.

После первого ранения довелось поработать несколько месяцев Георгию Федоровичу молотобойцем. С теплотой рассказывает он о своём наставнике, который учил его азам непростого ремесла, не давал сразу больших нагрузок, подводил постепенно. В результате после трёх месяцев работы в кузнице он настолько окреп, что рукопожатие его не могли выдержать здоровенные парни. В девятнадцать лет после тяжёлого ранения, которое он получил в битве на Курской Дуге, ему ампутировали левую ногу, сначала по коленный сустав, а затем по бедро. Что пережил наш герой, оказавшись инвалидом на самом взлёте своей жизни, невозможно себе представить. Про то знает лишь он, однако депрессия была недолгой. Насмотревшись в госпитале, в каком состоянии живут и выкарабкиваются после ранений воины, он воспрянул духом, раз и навсегда сказав себе – что ничего ещё не потеряно, и он достигнет всего, чего захочет. Первой и самой главной задачей для него стало получить профессию. Учиться он решил на врача. Но сначала надо было закончить среднюю школу, у Георгия Фёдоровича было только 9 классов. Учёбу решил продолжить в Калининграде.

Спрашиваю Георгия Фёдоровича: «Почему именно в Калининград Вы хотели поехать? В СССР тысячи городов, где было можно получить образование».

Ответ был необычным: «Хотелось посмотреть на немцев, как они живут в мирное время (до войны Калининград назывался Кёнигсбергом и входил в состав Германии)».

Однако надолго остаться там Фиронову не пришлось. Школа находилась слишком далеко от дома, где он жил, около пяти километров. Транспорт в то время ходил нерегулярно, а добираться на протезе пешком до места учёбы было слишком тяжело. Вскоре он получает письмо от товарища из Прибалтики, который зовёт его к себе. Не раздумывая долго, Георгий переезжает в Латвию в портовый город Вентспилс. Там устраивается на работу и поступает учиться в вечернюю школу в 10-й класс. Начинали 35 человек, а закончили школу только 11. Совмещать работу и учёбу было тяжело, у многих не хватило характера.

В 1949 году Георгий Фёдорович поступает в Курский мединститут на лечебный факультет и в 1955 году с отличием его заканчивает. Преподаватели института, по его словам, заложили в нем главные для настоящего врача принципы - безупречное служение пациенту, соблюдение клятвы Гиппократа при любых обстоятельствах.

На Север Георгий Фёдорович приехал в 1955 году. Сначала работал на Войвоже, там молодому специалисту сразу предоставили квартиру. В Ухту Георгий Федорович приехал в 1971 году по приглашению руководителя здравоохранения Николая Стаценко. Сначала возглавил городскую поликлинику, а через пять лет, в 1976-м, городскую больницу. Будучи главным врачом почти 22 года, много внимания уделял обходам: сегодня был невропатологом, завтра – терапевтом, послезавтра – хирургом.

Рассказывая о своей работе на посту главврача, Георгий Фёдорович постоянно подчёркивал, что без помощи старших товарищей, без самоотверженной работы почти тысячного коллектива докторов и санитарок не смог бы он добиться поставленных задач. За годы его руководства в городской больнице были открыты урологическое, детское хирургическое и нейрохирургическое отделения. Георгий Фёдорович добился открытия в Ухте Республиканского центра микрохирургии глаза, водогрязелечебницы.

О многих людях, с кем ему довелось общаться и работать, рассказывал мне Георгий Федорович, и ни о ком я не услышал недоброго слова. Он постоянно подчёркивал, как повезло ему в жизни на хороших людей, как много они сделали для того, чтобы он стал настоящим специалистом и человеком. Общаясь с ним, я все отчётливее начинал понимать, чем он отличается от большинства своих сверстников и нас, послевоенного поколения, – неуёмней жаждой жизни и поразительной силой воли.

И он всегда жил так, как учил своих пациентов. Здоровый образ жизни, умеренное питание. Сам он отказался от сахара, солёностей. Каждый день гимнастика по 40 минут. А ещё он ходит на работу каждый день, как и всю свою жизнь. Выслушивал проблемы других, старался помочь, занимался воспитанием молодежи.

Слушая его эмоциональную речь, я тогда задумался об одной особенности, характерной для таких, как Георгий Фиронов, – каждая незаурядная личность словно притягивает к себе хороших людей. Помогая другим, человек меняет мир вокруг себя. Твори добро, и люди ответят тебе тем же. И в этой черте характера моего героя кроется, по-моему, один из главных секретов его долголетия. Любовь и уважение к людям сформировали его характер, лишённый гордыни и зависти, тех грехов, которые уничтожают человеческую личность сначала на духовном уровне, а затем и на физическом.

Георгий Федорович Фиронов родился 30 апреля 1924 года в селе Крутой Лог Новооскольского района Белгородской области. Участник Великой Отечественной войны. Трудовую деятельность в Ухте начал в 1955 году. Сначала работал врачом на «скорой помощи». В 1960-м Фиронова назначили главным врачом больницы посёлка Войвож. С 1971 года Георгий Федорович – главный врач ухтинской поликлиники, с 1976 по 1997 гг. был главным врачом городской больницы №1. В перечне его наград - ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, медали «За трудовую доблесть», «Ветеран труда»; ему присвоены звания «Заслуженный врач Коми АССР», «Заслуженный врач РСФСР». Кавалер знака отличия «За заслуги перед Ухтой», «Ухтинец века». В последние годы Георгий Фёдорович являлся помощником ректора УГТУ Н. Д. Цхадая. Скончался 30 сентября 2016 г.

Николай Лудников

«Колокол Севера» №2(115) май 2024 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *