17 ноября - Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Его отмечают по предложению Генеральной Ассамблеи ООН с 2005 года ежегодно в третье воскресенье ноября. Православная Церковь не остаётся в стороне, в этот день в храмах служат литии, молятся об упокоении погибших. Мы же сегодня решили вспомнить статью прошлых лет, посвящённую этой печальной дате календаря. Интересно, что опубликована она в газете «Колокол Севера» 11 лет назад, а актуальна до сих пор.
Посмотрите, что творится на дорогах России, это можно назвать боевыми действиями, где каждый воюет против всех. Ежегодно на наших трассах гибнут тысячи дееспособных граждан, многие из них - в самом расцвете сил.
За годы, что прошли с начала «перестройки», радикально изменился наш народ. Процесс этот объективный, хотим мы этого или нет. Мы все стали другими. Лучше или хуже – вопрос сложный, и однозначно ответить на него нельзя.
Мы в значительной степени утратили моральные ценности развитого социализма, радикальным образом изменилось образование в школах. Ломка старого идёт все убыстряющимися темпами, и далеко не всегда преобразования эти идут во благо. С экранов телевизоров, с полос газет и журналов, из Интернета на нас выплёскивается нескончаемый поток агрессии. Посмотрите все новостные каналы – первые новости связаны всегда с какой-нибудь катастрофой, криминалом или коррупцией. Мы с поразительными подробностями будем описывать и показывать то, что произошло на другом конце Земли – землетрясения, ураганы, наводнения, террористические акты. В новостных колонках практически нет позитивной информации, человек, потребляя агрессивный новостной ряд, сам становится агрессивным. Интернет в свободном доступе предлагает любую информацию самого негативного толка, и нет никаких запретов, только сейчас, спустя столько лет вакханалии, государство делает робкие попытки установить некое подобие цензуры. Ребёнок имеет доступ практически к любой информации. Он не защищён от неё в России. Родители в одиночку не в состоянии оградить подрастающее поколение от разрушающего влияния либерализма, вседозволенности. Компьютерные игры, наводнившие Интернет, несут в себе страшную разрушающую, деструктивную силу, калеча сознание детей и юношей. Молодые люди перестают отличать действительность от виртуального компьютерного мира. Видя, как на экране супермен бьёт по голове бейсбольной битой другого, а пострадавший как ни в чем не бывало вскакивает после нанесённого удара и продолжает сопротивляться, подросток начинает поступать так в реальности и очень удивляется, когда избитый не может подняться, теряет сознание, а то и умирает. И весь этот моральный беспредел переносится на дороги. Люди, воспитанные агрессивными компьютерными гонками на выживание, переносят подобное поведение на трассу, внося туда хаос, разрушения и смерть. Наши дороги захлестнула агрессия, смешанная с непрофессионализмом. По мере того как стремительными темпами растёт наш автопарк, так же стремительно уменьшается умение водителями ездить по правилам. Пытаясь понять, что же с нами происходит, почему все страшнее ездить по нашим дорогам, я невольно сравниваю поведение автомобилистов и пешеходов на дорогах нашего региона и тех стран и городов, где довелось мне побывать.
Так, в 1997 году я поехал в Финляндию за машиной, поскольку подержанные авто стоили там значительно дешевле. Меня поразила вся страна в целом, прекрасные шоссе с ухоженными обочинами, леса без сухостоя, где весь валежник аккуратно собирался в поленницы, стоящими ровными рядами вдоль дорог, поля, засеянные или вспаханные с собранными в самых разных их частях огромными валунами, порой достигающими несколько метров в высоту. Создавалось впечатление, что ты попал в Японию, в парк камней, которые причудливой формой и цветом завораживали тебя, словно рукотворные произведения искусства. Однако больше всего поразило меня отношение водителей друг к другу и к нам, туристам из России, которые на двух микроавтобусах приехали в их страну. Много раз был я свидетелем того, как уступали нам дорогу дорогие иномарки, едущие по главной дороге, пропуская наш кортеж, выезжающий с второстепенной трассы. Я спросил одного из наших водителей: неужели везде в Финляндии водители и пешеходы ведут себя так вежливо. Он ответил, что за всех финнов ручаться не может, но в его практике, а ездит в эту страну он уже не один год, инциденты на дорогах происходили только при участии российских водителей. И ещё он добавил: - Как только я пересекаю границу, я становлюсь другим человеком, мне трудно объяснить, почему, но я перестаю выбрасывать из окна автомобиля окурки, пустые банки и пачки из-под сигарет. И такие метаморфозы происходят не только со мной, но и с моими знакомыми. Мне нравятся этот порядок, чистота и ухоженность всего окружающего тебя пространства, и я не хочу вносить в него дисгармонию.
Несколькими годами раньше, в 1994 году, я приехал в Белоруссию в гости к своим знакомым. Побывать довелось в трёх городах - Минске, Новополоцке и Гродно. Так же, как и в Финляндии, меня поразило идеальное состояние дорог и тротуаров. Чистота казалась стерильной, создавалось впечатление, что асфальтовое покрытие тут моют с шампунем. Несколько раз довелось мне гулять по ночному Минску, меня всегда вводили в недоумение, стоящие у пешеходных переходов люди, терпеливо ждущие, когда же загорится зелёный сигнал светофора, и это в 23, 24 часа, когда поблизости нет ни машин, ни полицейских. У нас в России таких городов найдётся, наверно, немного, где люди были бы столь сознательными. Какие факторы влияют на наше поведение на улице, почему дорожная обстановка так отличается в разных странах и городах? Ответить на эти вопросы можно, наверно, только тогда, когда поживёшь достаточно длительное время в том или ином регионе. Однако если отличия эти существуют, значит, должны быть и причины, способствующие созданию таких условий. И над этим надо работать нашим властям, вкалывать не покладая рук, день и ночь, поскольку то, что сейчас происходит на наших дорогах, иначе как боевыми действиями назвать и невозможно. Здесь каждый воюет против всех, заводясь из-за малейшего пустяка, а то и вовсе без видимой причины. Почему же мы, пока не случилось непоправимое, не задумываемся над тем, а стоит ли наша агрессия того, чтобы довести ситуацию до убийственного абсурда с человеческими жертвами.
Почему мы так не любим друг друга, что готовы порой из-за пустяка лишить человека жизни? Господь учит нас: «…Да любите друг друга…» (Ин., XV, 12). И нас, Россиян, спасти на дорогах может только любовь – любовь к такому же, как и вы, водителю, любовь к бабушке, которая, торопясь, подслеповато глядя по сторонам, суетливо переходит перекрёсток. Она прекрасно понимает, что сейчас это самое опасное для неё место. Любовь к ребёнку, который, заигравшись, выбегает за прыгающим мячом на автостраду. Любовь пешеходов к водителям, проявляющаяся в строгом следовании правилам дорожного движения. Мы – русские, поэтому никакие запреты, штрафы и иные санкции не смогут переломить ситуацию, если не найти ключик к нашей душе.
Спаси вас Господи, дорогие земляки, берегите себя.
Николай Лудников