Всегда, когда отправляешься в путешествие по святым местам, Господь устраивает тебе много необычных встреч с самыми разнообразными людьми, порой испытывая тебя в различных ситуациях. И память об этих событиях остается надолго, порой на всю жизнь. В селе Великорецком Господь свел меня с отцом Геннадием (Хлоповым) всего на несколько часов, в течение которых батюшка открыл мне целый мир, позволив прикоснуться к самым сокровенным запасникам своей души.
Та январская поездка выдалась не похожей на предыдущие, впервые ехал я в Киров не только как паломник, но и как автор книги о Великорецком крестном ходе «Записки странника». Вез я с собой рукопись для того, чтобы показать ее настоятелю мужской Николо-Великорецкой обители (ныне это подворье Свято-Трифонова монастыря) игумену Тихону. Мне важно было узнать его мнение о моей работе.
В эти же дни Великорецкое посетил и отец Геннадий, он подарил игумену новый сборник своих стихов «Жемчужина» и компакт-диск песен в авторском исполнении.
Вместе с братией монастыря мы поужинали в трапезной, и когда поехали устраиваться на ночлег, оказалось, что вместе с нами в одной комнате будет ночевать и отец Геннадий. Монах оказался очень коммуникабельным человеком и интересным собеседником. Несмотря на то, что с дороги мы были сильно уставшими (как никак проехали свыше шестисот километров!), спать легли далеко не сразу, наше общение растянулось часа на три. Поразили меня в моем новом знакомом огромная эрудиция, высокая образованность и прекрасная память. Он наизусть читал целые отрывки из своей книги, сборника стихов «Жемчужина». В нем отец Геннадий в поэтической форме изложил ветхозаветные события и псалмы. Каждая глава его сборника описывает конкретный случай из жизни царя Давида, в стихотворной форме автор попытался раскрыть, донести до читателя духовную музыку Псалтыри.
«Арфа Давида уже давно молчит. История тоже не сохранила никаких нотных записей музыки, которую он исполнял. Вероятно, ее никогда не записывали на бумагу. Она сохранялась только в памяти музыкантов, которых он учил, и они передавали ее из поколения в поколение, пока с разрушением Второго Храма эта музыка не утихла. Тем не менее, мелодии арфы Давида продолжают жить – не в звучании различных музыкальных инструментов, а, скорее, во внутреннем отклике души, который по-прежнему вызывают его псалмы. В последовавшие века этот отклик души на псалмы Давида ощутили несчетные миллионы людей всех рас и слоев общества в каждом уголке земного шара. Как нам описать этот внутренний отклик? Может быть, самое подходящее слово – «размышление» (Дерек Принс «Струны арфы Давида»).
Всю сложность работы, проделанной отцом Геннадием, я осознал уже в Ухте, когда сел за написание статьи о нашем январском путешествии на землю Вятскую. Создавая свои стихи, батюшка сначала досконально изучил самые разнообразные редакции переводов псалмов царя Давида, затем в стихотворной форме описал все его переживания, сопоставляя содержание своих произведений с «книгой Царств», где рассказаны исторические детали происходящих событий. В своей работе отец Геннадий попытался проникнуть в самую суть свершившегося много веков тому назад.
Вся жизнь пророка была полна испытаний, однако царь Давид не только вынес все, но и сохранил в своей душе любовь к Господу, пронеся ее через всю жизнь, воспев ее в своих гениальных псалмах.
Читая боговдохновенные молитвы, мы зачастую не видим высокой поэтики и мелодики псалма. Как ее почувствовать? Такой целью и задался монах Геннадий, создавая свои талантливые произведения. Вот как поэтически изложил он 90-й Псалом, Хвалебную песнь Давида:
Живущий при помощи Вышнего Бога
Под кровом небесным Его водворится.
И скажет он Господу:
Ты мне подмога, Надежда моя и защиты десница.
...
С тобою не ведаю страха ночного,
А днем устрашусь ли стрелою летящей?
И стану ль пугаться бесовского рева,
Иль тени, безмолвно во тьме проходящей?
...
Ты, Господи, будешь мое упованье,
Прибежище Вышнего дашь во спасенье,
От рук моих злое отымешь деянье
И душу избавишь от раны истленья.
Ты заповедь ангелам дал: непреложно
Меня надзирать, сохраняя в дороге,
И, на руки взяв, пронести осторожно,
Когда о каменья запнут мои ноги.
На змей наступлю я – на гад ядовитых,
И льва одолею, и древнего змия.
Надеждою, как пеленами, увитый
Избавит укроет меня Твое имя!
К тебе воззову – и меня Ты услышишь,
От скорби изымешь и вскоре прославишь,
И долгою жизнью, насыщенной свыше,
Спасенье Твое многогрешному явишь!
Все Святое Писание написано с любовью. Пока мы не увидим это, не почувствуем ее сердцем, нам будет непонятно содержание псалма или молитвы. Как войти в такое состояние любви внутри себя, чтобы понять поэтические произведения великих святых прошлого? Вот эту задачу и пытается решить отец Геннадий, помогая воцерковляющимся православным людям обрести глубинное понимание молитвенного обращения к Господу.
Общаясь с отцом Геннадием, мы спросили у него, а как надо молиться, как правильно читать – с выражением или речитативом, монотонно или гнусаво, громко или тихо, с чувством или отстраненно? На что батюшка сказал: «Святое Писание надо читать с любовью, так, как ты читал бы своему ребенку».
Беседа наша затянулась, было уже далеко за полночь, а мы все задавали и задавали вопросы отцу Геннадию, словно торопясь получить у него как можно больше информации.
Мы попросили батюшку истолковать непонятные места в Святом Писании. Как понять следующую фразу, написанную в Евангелии: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Ответ батюшки был немногословным и исчерпывающим: «Как только мы пытаемся истолковывать Писание с человеческой точки зрения, то тут же впадаем в прелесть. Писание Боговдохновенно. Смысл произошедшего в том, что наказания просто так не бывает. Вспомните, а не оскорбили ли вы кого-нибудь. Примите наказание судьбы с покорностью».
В качестве примера, разъясняющего смысл фразы, написанной в Евангелии от Матфея, отец Геннадий привел следующий случай, произошедший со святителем Тихоном Задонским.
Однажды священника пригласили на встречу с купцами. Завязалась беседа, и вот один из богатеев начал говорить хулу на Цековь. Святитель выслушал нападки и спокойно ответил. Однако тому приведенные доводы показались неубедительными, завязался спор. В конце концов, торговец перешел на крик и ударил священника по щеке. Что же делает батюшка? Он опускается перед обидчиком на колени и совершенно искренне просит у него прощения за то, что довел его до такого состояния, спровоцировал на рукоприкладство. Вот это действительно – подставил другую щеку, вот это смирение. Спустя какое-то время этот купец приходит к батюшке и, встав на колени, просит у него прощения. В конце концов, торговец стал верующим человеком и одним из главных меценатов, построил не один храм.
Такие примеры очень наглядно свидетельствуют нам, что ничто в мире не происходит просто так, и порой вразумление бывает достаточно жестким, даже у, казалось бы, воцерковленных людей.
Много искушений предстоит преодолеть православному человеку на пути в Царство Небесное, и здесь, на этом пути очень важно не возгордиться, и отец Геннадий напомнил слова святителя Феофана Затворника: «Как только ты почувствовал, что начал продвигаться по духовной лестнице вверх, знай, что ты начал двигаться в обратном направлении, началось твое падение».
Самое сложное на этом тернистом пути православного к Господу – усмирить свою гордыню. Как тяжело не осуждать ближнего. Осуждая другого, мы себя ставим выше, а это уже гордыня. Трудно заставить себя простить человека, который умышленно или невзначай чем-то задел или оскорбил тебя, уголек обиды постоянно вспыхивает, тлея и тлея долгие годы в твоей душе.
Плавно течет наша беседа, общаясь с близким по духу человеком, стремишься излить ему душу, разговор необычен, и это чувствует и отец Геннадий, и мы. Нечасто доводится вот так общаться с человеком, видишь которого в первый раз.
Разговор этот крепко запал в сердце, я много раз перечитывал книгу отца Геннадия и размышлял, думаю, как и все, кому довелось читать его духовные стихи. Встретиться вновь нам удалось много лет спустя, в начале Великорецкого крестного хода, рад был увидеть его в добром здравии и пожелать Божией помощи в его благодатных трудах.
Николай Лудников
Из книги «Записки странника. Крестные ходы России»