Одна из святынь Усть-Куломской земли, которая сохранилась до наших дней и находится сейчас в церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла, – это икона Казанской Божией Матери. Ее пожертвовала возродившейся из небытия церкви моя бабушка – Попова Александра Михайловна (Мишка Саньö).
Из рассказа бабушки я знаю, что икону привез из города Казани брат ее отца. Дядя был большим человеком, рассказывала она по коми: «то ли опичером, то ли пропессором». Позже мне удалось установить, что был он инженером-архитектором и звали его – Ногиев Василий Николаевич.
Для иконы Богородицы мой прапрадед, отец Василия Николаевича, построил часовню перед своим домом. После службы в церкви батюшка и прихожане приходили сюда и священник служил молебен.
Когда представители новой власти сожгли часовню, то икону удалось спасти: она была передана в семью бабушки. С тех пор образ Пресвятой Богородицы объединял верующих, придавал им сил. После закрытия церкви моя прабабушка Анастасия каждый год 4 ноября – в день иконы Казанской Божией Матери – собирала у себя в доме верующих на молитву.
Потом один из близких родственников как- то заявил, что имеет первостепенное право на эту икону. Спорить не стали, отдали. Но в доме родственника иконе не нашлось места, она лежала в сарае.
«Ох, как тяжело для нас с мамой это было!» – вздыхала бабушка. Думаю, не раз плакали прабабушка Анастасия и бабушка Александра, вспоминая о семейной святыне. В один из вечеров они решили все-таки пойти к родственнику и попросить икону обратно, благо и жил он рядом.
Утром их разбудил стук в дверь. Прибежала взволнованная соседка и рассказала свой дивный сон. И приснилось ей, что через двери сарая в дом бабушки зашла Богородица. Она была удивительной красоты, а от Неё исходило яркое свечение.
Родственник вернул икону обратно.
Прабабушка Анастасия умерла в 1952 году, оставив о себе светлую память в сердцах родных и односельчан. Бабушка продолжила традицию почитания семейной святыни: перед каждым праздником иконы Казанской Божией Матери она стелила чистые поло- вики, накрывала стол и принимала гостей. В ее доме собирались принарядившиеся ради праздника женщины. В белых платочках и светлых кофточках, в темных сарафанах, они запечатлелись в душе навсегда. Женщины молились, затем пили чай. Тихо и неспешно звучал их разговор, как ручеек журчал, на родном коми языке.
Следует также заметить, что и икона и этот день имеют для всей нашей семьи особый смысл.
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери усть-куломцы так и называют – Марпин праздник (Марфин праздник). Род моей бабушки – Марпин рöд (Марфин род).
По воспоминаниям бабушки, после Декабрьского восстания 1825 года один из его участников был отправлен в ссылку в с. Усть-Кулом. Церковный писарь его фамилию указал на коми лад, вместо Нагиев написал Нöгиев. Буква «ö» затем трансформировалась в букву «о».
Приезжий был не русским: то ли ингуш, то ли еще какой-то другой национальности. Женился Нагиев-Ногиев на молодой вдове Марфе (Марпе). У них родился сын Иван, который продолжил род. День иконы Казанской Божьей Матери – это был родовой праздник всей нашей семьи.
Не раз подходили к бабушке люди с просьбой продать икону. Она, получая мизерную пенсию бывшей колхозницы, разговор этот всегда прерывала. А в 90-е годы, когда храм в Усть-Куломе вновь открыли, она пожертвовала икону церкви Святых апостолов Петра и Павла.
Бабушка умерла 2 ноября 2006 года, не дожив полгода до своего 93-летия. Отпевали ее в день иконы Казанской Божьей Матери, в церкви, где и находится подаренный ею образ. Так даже после смерти бабушка не изменила своей традиции и вновь на праздник собрала вокруг себя и святой иконы близких ей по духу людей.
Усть-куломцы очень любят этот образ, многие делятся своими впечатлениями. Икона для нас живая. Действительно, в какой части храма ты бы ни находился, взгляд Богородицы сопровождает тебя. А когда смотришь на икону, то Она смотрит на тебя то ласково, то строго.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Валентина Попова
Фото предоставлено автором