Жесты, положение рук и предметы в руках святого имеют своё значение и дают подсказку об особенностях жизненного подвига этого святого.
Благословляющая десница на иконах Господа изображает благословение Христа Спасителя, а на иконах святителей и священников (например, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского) обозначает Имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которым совершается это благословение.
С открытой ладонью изображаются праведники, например, святые братья Борис и Глеб, праведный Фёдор Ушаков. Это знак отказа, отречения от мирских, греховных пристрастий.
Две ладони, раскрытые на груди, – жест принятия благословения Божия или же молитвенное обращение к Богу. Так изображают праотца Адама, а также матерь Пресвятой Богородицы, праведную Анну.
Рука, приложенная к сердцу, – знак особой сердечной молитвы. С таким жестом на иконах можно увидеть преподобного Серафима Саровского.
Руки, скрещенные на груди, – знак принадлежности Христу, выражение готовности к крестоношению, а также жест покаяния. Так обычно изображают преподобную Марию Египетскую.
Крест – символ жертвенности и напоминание о крестных страданиях Спасителя. Крест изображают в руках мучеников, которые приняли мучения и смерть за исповедание Христа.
В руках апостола Петра можно увидеть связку ключей от врат Царствия Небесного. «И дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19), – сказал Ему Господь.
Часто в руках у святых можно увидеть книгу – символ Слова Божия, проповедниками которого они являлись. Или свиток с изречением самого святого или цитатой из Священного Писания – в знак утешения или наставления молящимся.
Святой великомученик и целитель Пантелеимон изображается со шкатулкой с лекарствами в одной руке и лжицей (ложкой с длинной рукояткой) – в другой.
Равноапостольную Марию Магдалину можно отличить по кувшину с миром в руках, который она несла ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело. Иногда она держит в руке красное яйцо, ведь именно с ней связано это пасхальное чудо.
Святые иконописцы, например, преподобный Андрей Рублёв, изображаются держащими в руках написанные ими иконы.
Чётки – символ молитвенного подвига монашествующих.
В руках святого праведного Иоанна Кронштадтского часто изображают потир, Евхаристическую Чашу, так как он был пламенным служителем Божественной литургии.
Основатели или благотворители обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна держит в руках макет одного из храмов Марфо-Мариинской обители, а святая равноапостольная великая княгиня Ольга изображается с храмом в руках в знак того, что построила первую на Руси церковь.
Мир иконописи глубок и сокровенен, и открывается он не праздному зрителю, а искренне молящемуся и любящему Бога и святых. Умение же понимать символический язык иконы – маленький шажок на этом святом пути.
По материалам газеты «Православная жизнь»
Фото Николая Лудникова и сайта «Азбука веры»