Священник Леонид Сафронов стал лауреатом Международной Бунинской премии
Имя священника Леонида Сафронова хорошо известно православным, особенно тем, кто хоть раз участвовал в Великорецком крестном ходе. И тем отраднее было узнать, что отец Леонид стал лауреатом Международной Бунинской премии за книги стихов: «Лесниковая дочь», «Затаилась Русь Святая», «Ходит белый жеребенок».
На заседании жюри Бунинской премии под председательством члена правления Союза писателей России Бориса Николаевича Тарасова были подведены итоги конкурса, который проводился в 2017 году. XII конкурс на соискание Бунинской премии привлек большой интерес. Для участия в нем поступило более 200 публикаций оригинальных поэтических произведений от 74 авторов из 30 городов различных регионов России и 10 зарубежных стран (Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Латвии, Литвы, Нидерландов, Сербии, США, Украины). А высшую оценку получил православный батюшка.
Из экспертного заключения: «Смысл поэзии отца Леонида (Сафронова) сосредоточен в Боге. Он глубоко сознает всю меру ответственности за слово, сказанное пред Словом Истины. Его стихи просты, как любое творенье Любви: «всё понятно, всё на русском языке». И, как любое творение, неизмеримо сложны, постижимы лишь до определенного предела. Любой стих – проповедь священника, переданная в мелодике русского стиха. Но в них нет никакого поучительства, указующего перста, а есть только простота и красота народной души, стремящейся к Богу».
В 1986 году Виктор Петрович Астафьев, прочитав стихи Леонида Сафронова, в частной беседе сказал: «Это стихи большого русского поэта, может быть, самого большого».
С отцом Леонидом Сафроновым я познакомился в 2004 году, когда в первый раз вместе с паломниками Вятки и всего остального мира отправился в Великорецкий крестный ход. Вот уж поистине, Господь оберегает детей Своих неразумных: если я хотя бы частично мог себе представить, насколько трудным будет этот крестный ход, то наверно смалодушничал бы, отказался от своей затеи.
Однако моя детская наивность и предопределила дальнейшую судьбу, я оказался на долгие годы сотружеником людей православных в Великорецком молитвенном действе.
На дорогах этого вселенского пешешествия я и повстречал необычного священника, шедшего с непокрытой головой, в сером, заляпанном непогодой и привалами подряснике, босым. Вот эта последняя деталь и поразила меня больше всего. В начале июня погода в Кировской области немногим теплее, нежели у нас в Коми, бывают и заморозки. В 2004 году утренники с отрицательной температурой прихватывали землю, траву и листву кустарника, поэтому лицезреть священника, идущего босиком при температуре окружающего пространства минус 4 градуса, было дивно. Я спросил у моего товарища, крестноходца со стажем, – кто этот батюшка, на что он ответил, что это отец Леонид Сафронов, старожил среди паломнической братии. Так я впервые увидел этого замечательного священника, с которым в дальнейшем судьба сводила меня много раз и на дорогах крестного хода, и в обыденной жизни.
В первое свое паломничество я так и не решился подойти к необычному батюшке: тогда на расстоянии мне казался он былинным богатырем, несшим на своих плечах, нет, не огромный рюкзак, а грехи всех нас, несмышленых детей Господа нашего Иисуса Христа.
Встреча состоялась у нас год спустя, во время второго моего шествия за иконой Николая Угодника. На одном из привалов, уже в предпоследний день пути, решился я подойти под благословение к отцу Леониду. Разговорились, я представился, благословился у него на интервью. Общение наше как-то незаметно превратилось в задушевную беседу, в мерном течении которой я все задавал и задавал ему вопросы, словно путник, дорвавшийся до кристально чистой, холодной воды из колодца в жаркой пустыне. И эта влага нашей беседы была настолько живительной, что я никак не мог напиться ею, из этого духовного источника.
Вот уже и команда «подъем» прозвучала, а мы все говорили и говорили, наконец, он, чуть смущаясь, отметил, что пора бы уже и в дорогу собираться. Благословившись напоследок сфотографировать, я с нескрываемым волнением сделал несколько кадров. Все боялся, а ну как испорчу все снимки, вот незадача будет.
Все последующие годы встречался я каждый раз с отцом Леонидом на благодатных дорогах крестного пути, но разговора, подобного первому, у нас не получалось: то у него было слишком много слушателей, то я был морально не готов к общению.
Долго не мог я переложить с диктофонной записи на бумагу слова батюшки. Все откладывал и откладывал по неведомым причинам, боясь этой серьезной работы. И только три года спустя, уже в 2008 году, пройдя в тот раз крестный путь со своим сыном, сел за расшифровку. Почувствовал, что пойму те мысли, которые пытался батюшка порой в иносказательной форме донести до меня, неофита и романтика.
В дальнейшем главы своих книг «Записки странника. Великорецкий крестный ход: история, лица, судьбы» и «Храмы на зонах – возрождение души» и не одну газетную статью посвятил я этому замечательному человеку с непростым характером. И вот радостное для всех крестноходцев известие – отец Леонид Сафронов стал лауреатом самой престижной светской литературной премии.
Долгих лет и дальнейших творческих успехов замечательному батюшке, гражданину России!
Николай Лудников
Фото автора и Олега Симонюка
Леонид Сафронов родился 19 октября 1955 года в поселке Рудничный Верхнекамского района Кировской области. После окончания школы пошел учиться в культпросветучилище в Перми. Затем служба в армии, отслужив, по комсомольской путёвке уехал в Норильск, где десять лет проработал грузчиком в тресте «Норильскгазпром». В свободное от работы время охотился, рыбачил и писал стихи. Много читал, особенно русскую классику.
В 1989 году Леонида по рекомендации 9-го Всесоюзного совещания молодых писателей за рукописную повесть приняли в Союз писателей. Со временем вторая профессия стала занимать все больше времени, поэтому в 1991 году он решил оставить север и вернуться на малую родину – в поселок Рудничный. По приезде домой у него возникли проблемы с пропиской, и только удостоверение члена Союза писателей смогло пробить стену бюрократических проволочек.
В 1989 году Леонид Александрович в возрасте 33 лет со всей своей семьёй крестится в православную веру. С 1993 года Леонид стал петь на клиросе, в марте 1994 года был рукоположен в дьяконы, в феврале 1995 года – в священники. С мая 1995 года стал устраивать церковно-приходскую жизнь у себя на родине – в поселке Рудничный, в окрестных селениях и тюремных колониях.
В настоящее время отец Леонид Сафронов – настоятель церкви во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Он сам восстановил ее в своем селе. При церкви открыта церковно-приходская школа, где батюшка преподает детям азы православия.
Всего отец Леонид окормляет 7 сельских приходов и 6 в колониях строгого режима, где его трудами выстроены церкви.
Батюшка Леонид Сафронов – автор тринадцати поэтических книг, лауреат литературных премий журналов «Москва» и «Наш современник», лауреат двух Всероссийских литературных премий: имени Николая Заболоцкого (2005 г.) и имени Александра Невского (2010 г.).
В 2011 году протоиерею Леониду Сафронову была присуждена Всероссийская литературная премия имени Александра Невского. В 2015 году он стал номинантом Патриаршей литературной премии.
22 декабря 2015 года решением Верхнекамской районной Думы № 59/88 Рудничной городской библиотеке-филиалу было присвоено имя Л. А. Сафронова.
На Афоне много гумен – Рожь растет из бездорожья. У монахов там игумен Самый лучший – Матерь Божья. На Афон нет входа женам, Там бород не бреет бритва. В сердце братьев напряженном – Только сладкая молитва. Там не вьет гнезда орлица, Издавая в небе клики. У монахов там не лица – А Божественные лики. … Кельи там по узким тропкам Утопают в поднебесье… Там монахов целым скопом Искушает племя бесье. … Там живут живые старцы. До того они святые: Захотят – простые кварцы Выльют в слитки золотые. … Там ясна любая притча От послушника до старца… Я хотел бы там постричься, Я хотел бы там остаться. Священник Леонид Сафронов «Колокол Севера» » №3(80) апрель 2018 г.