В ночь с 1 на 2 мая в храме Новомучеников и исповедников Российских, в земле Коми просиявших, г. Ухты состоялось торжественное пасхальное богослужение, совершил его благочинный Ухтинского церковного округа отец Роман Ситник.
В церкви множество народа, как и должно быть в такой светлый праздник. Храм благоукрасили к Пасхе: на колокольне установили элементы декора и ярко светящиеся буквы «ХВ», а также провели косметический ремонт. Торжество всех торжеств – служба особая, радуется сердце и вторит словам молитв. Казалось бы, каждый год мы слышим «Слово огласительное на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста, но каждый раз открываешь его для себя по-своему. Да, про нас это, пришли к 11 часу, но Господь милостив всех принимает:
«Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые, почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все…».
Радость праздника чувствуется и на фото Николая Лудникова.
Пояснения к Пасхальной службе с сайта:
Последний раз мы слышим погребальный канон Волною морскою, и Плашаница уносится в алтарь и полагается на престол до отдания Пасхи.
В двенадцать часов ночи открываются все Царские врата, и мы идем вокруг храма с крестным ходом. Еще царит вокруг полумрак, и наши голоса звучат тихо, и напев еще грустный, хотя поем мы уже о Воскресении Христа. Так мы изображаем жен-мироносиц, которые шли в грустном молчании ко гробу мертвого (как они думали) их возлюбленного Учителя, чтобы помазать Тело Его драгоценным миром. Они недоумевали, кто отвалит им камень от входа в гробовую пещеру, так как знали, что он весьма велик и тяжел (см.: Мк. 16, 1-3).
Обойдя храм, приходим мы на церковную паперть с западной стороны. Главные двери, ведущие в храм, закрыты и заперты. Это напоминает нам, что так было и с гробом Спасителя до Его Воскресения. Высеченная в камне пещера была закрыта огромным камнем и запечатана со всею тщательностью печатью первосвященника Каиафы (см.: Мф. 27, 57-66).
Здесь, на паперти, начинается пасхальная заутреня. В конце пения тропаря Христос воскресе... со стихами, священник приближается к двери и осеняет ее крестом; по уставу даже полагается подойти вплотную к двери, чтобы крест касался ее. Так священник изображает Ангела, который, по евангельскому сказанию, приступив, отвалил камень от двери гроба, а затем сказал подошедшим мироносицам:
«Что ищете Живаго с мертвыми? Христа нет здесь, Он воскрес, идите и возвестите ученикам Его» (см.: Мф. 28, 1-7; ср.: Лк. 24, 1-9).
И вот, священник и весь клир входят торжественно в церковь, и настоятель, как Ангел, всем возвещает великую, радостнейшую весть: Христос воскресе! Христос воскресе!
И многократно, утром и вечером, раздается эта пасхальная весть под сводами празднично убранного храма всю пасхальную неделю. И миряне, даже те из них, которые никогда в храме не пели и не читали, тоже делаются в пасхальную неделю проповедниками Воскресения Христова. И женщины, которым, по Писанию, не положено глаголать в церкви, в эти блаженные дни глаголят громко и весело, уподобляясь святым мироносицам:Воистину воскресе, воистину воскресе Христос!
Кадило в руках священника означает и действительно содержит Божиим благословением воню благоухания духовного — ниспосланную нам Христом благодать Всесвятого Его Духа. Крест — орудие нашего спасения, величайшая святыня, без которой не совершилось бы дело нашего спасения и не было бы никому воскресения в последний день и вечного блаженства.
Икона Воскресения не только стоит посреди храма, но и носится везде священником: на трисвещнике всегда бывает маленькая икона Воскресения Христова. Три свечки разноцветные, горящие, напоминают нам Святую Троицу, Триединого Бога, напоминают нам о том, как Отец Единородного своего Сына не пощадил и отдач на крестную смерть, дабы спасти мир (см.: Ин. 3, 16-17).
Такова была Божественная Его любовь к нам, падшим: Сын пострадал, и умер, и погребен, и воскрес; Дух Святой от Отца исшел на Христовых учеников и преемственно на всех нас в последний великий день Пятидесятый, и ныне пребывает с нами, укрепляет, умудряет и животворит. Троица Единосущная и Нераздельная ходит с нами в эти неземные пасхальные дни!
Цветы означают жизнь, весною так дивно, разнообразно воскресающую от зимнего сна, напоминают нам, что и мы милостью Воскресшего Господа после нашей мертвенной зимы тоже оживем и процветем, яко крин, во Царствии Бога нашего.
Отверстые Царские врата всех алтарей, закрывающиеся только перед всенощной Фомина воскресения, напоминают нам о том, что Господь наш Иисус Христос открыл нам Своею Крестною смертью и Воскресением невозбранный вход в Его вечное Небесное Царство.
Ради великой пасхальной радости даже по покойникам всю седмицу не читается псалтирь и не поется почти ничего заупокойного даже при погребении. Вся служба пасхальной седмицы состоит только из пасхального пения. Решительно ничего не читается, и в службе нет ничего печального, ничего покаянного.
Христос Воскресе!