Поклонники «Русской классической школы» решили дать своим детям семейное образование
О недостатках нынешней российской школы не пишет только ленивый. Да что говорить, бесчисленные реформы изменили некогда лучшую в мире систему образования до неузнаваемости. Но кто-то сетует и вздыхает, а группа ухтинских родителей решила взять бразды правления в свои руки – учить детей самим по программе «Русской классической школы».
Сподвиг родителей на этот шаг неумолимо приближающийся для их малышей первый звонок. Многих сегодня не устраивают переход российской школы на Болонскую систему, формат тестирований, беспокоят нехватка педагогов и слабая материальная база многих учебных заведений, плюс – переполненные классы, запутанные и сложные учебники, разрозненность преподавания предметов. Не нравится родителям и то, как организован сегодня процесс обучения: теперь педагог лишь помогает ученику получать знания из книг, Интернета. С точки зрения пап и мам, заниматься самообразованием можно и дома. Еще одна причина – они хотят защитить детей от пагубного влияния извне. Некоторые из энтузиастов «Русской классической школы» не водят своих дочек и сыночков даже в детские сады, чтобы чада не переняли дурные манеры, какие-то вредные привычки и не заразились жестокостью от сверстников.
Так появилось в Ухте объединение родительских инициатив, участники которого решили обучать своих детей по методике «Русской классической школы». С юридической точки зрения – это семейная форма, то есть каждый родитель официально пишет уведомление в Управление образования о том, что ребенок будет обучаться на дому, прикрепляется к какой-либо школе (для этого надо подать заявление, заключить договор с учебным заведением), а потом он приходит только на промежуточные аттестации. По данной программе дети будут учиться в частной семейной школе.
В чем же отличие выбранной ухтинцами методики? Об этом мы попросили рассказать Елену Иванову, руководителя объединения родительских инициатив «Русская классическая школа».
- Прежде всего, в нашей школе будут маленькие классы по шесть человек. Девочки и мальчики до 12 лет учатся раздельно. Методика обучения основана на лучших образовательных традициях дореволюционного и советского периодов России.
Методисты «Русской классической школы» в Екатеринбурге, откуда родом эта образовательная система, взяли за основу педагогику К. Д. Ушинского, отобрали в национальном библиографическом фонде его лучшие учебные книги, перепечатали их на современном русском языке, отредактировали, заново отрисовали иллюстрации в неярких тонах, чтобы не отвлекать ребенка (все издания РКШ очень педагогически сдержанны, выверены и блестяще полиграфически исполнены). Дополнили учебные книги методическими пособиями, поурочными планами и дидактическими материалами. В итоге мы получаем готовую методическую базу по основным предметам.
Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился (19 февраля) 2 марта 1824 года в Туле. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 22 года его пригласили на кафедру энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея. Спустя четыре года, в 1850 году, Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Он уехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий, его начальником был граф Дмитрий Андреевич Толстой. С 1855 года Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через короткое время стал инспектором. В 1859 году он получил назначение на должность инспектора Смольного института. Вскоре он вынужден был покинуть институт и поехать в командировку за границу. Вернувшись в Россию в 1867 году, Ушинский приступает к литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению книг «Детский мир», «Родное слово». Учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий! Огромное значение имеет работа Ушинского под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов. Скончался великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский (22 декабря 1870 года) 3 января 1871 года в Одессе. Calend.ru
Для обучения детей школа возродила советские учебники «Арифметику» А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка. Весь курс выстроен логически последовательно: переход к абстрактному осторожен и постепенен, условия задач ясны и понятны ребенку, активно подключается продуктивное воображение. Каждое задание на своем месте, не появляется внезапно и готовит ребенка к следующим, более сложным. При этом большое внимание уделяется природосообразности. Нельзя заставлять детей длительно слушать изложение разных теоретических положений, школьник 7–10 лет нуждается в движениях, разнообразной деятельности. Здесь подразумевается не физкультминутки, а практические действия с конкретными предметами измерения – взвешивание, разливание жидкостей по емкостям, разрезание кружков, работа со счётами, геометрическими фигурами, счётными деревянными палочками, кубиками и т. д. Наши преподаватели прошли стажировку в Екатеринбурге и смогли убедиться, что дидактический материал РКШ действительно очень удобен, позволяет образно и легко научить ребенка даже сложным вычислениям. После начальной школы переходят на учебник математики Киселева А. П., также незаслуженно изъятый из школы в 1970-х годах.
Одно из главных положений методики – перьевое письмо. Перо нужно держать только под определенным наклоном, чтобы оно дало хорошую линию, таким образом кисть приучается к правильному положению. Здесь мы опираемся на работы академика Владимира Базарного, доктора медицины. По мнению ученого, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его биоритмов: чередования усилий – нажимов и расслаблений – отрывов. Письмо же шариковой ручкой, напротив, вредно. По наблюдениям учителей, пером ученики пишут более осознанно и грамотно, темп замедляется, есть время на обдумывание, появляется внутреннее спокойствие. В РКШ для 4-летних детей уже предусмотрены каллиграфические прописи, для 6-летних – грифельные досочки.
В «Русской классической школе» немало внимания уделяется и здоровьесбережению. В классах – конторки и парты, обязательно должны быть гимнастический комплекс и игровая площадка во дворе, перемены – на свежем воздухе под присмотром воспитателя. Всем ученикам до 12 лет запрещено пользоваться гаджетами.
В РКШ предусмотрено углубленное изучение отечественной истории, причем с 1-го класса оно будет присутствовать в текстах по предмету «Словесность», в арифметических задачниках. Школьная программа построена по принципу междисциплинарного симбиоза – предметы взаимосвязаны и взаимодополняемы. Например, изучая исторический эпизод, дети встретят его и в тексте учебника по словесности, и в каллиграфической прописи, и на уроке музыки. Ребятам будут давать православное воспитание, в том числе они будут изучать церковнославянский язык с 3-го класса. Специалисты считают, что это даст крепкую основу для понимания современного русского языка.
Организаторы «Русской классической школы» в Ухте планируют в рамках изучения музыки добавить в программу освоение музыкального инструмента на выбор. Для развития ученика предложат пришкольные кружки: театральную и флористическую студии, живой уголок. Педагоги планируют даже ставить сказки на коми языке, чтобы сделать изучение этого предмета, обязательного к аттестации, более интересным.
В Ухте к обучению детей по программам «Русской классической школы» приступили уже в сентябре. Набраны три группы подготовишек, которые получают свои первые уроки в студии «Золотой ключик» на проспекте Зерюнова. Мы побывали на уроке. Конечно, необычно и даже, на взгляд взрослого, сложновато для шестилеток. Разбирали твердые и мягкие звуки, сам не сразу сообразишь, какое слово на звук «мь», а детки знают – «мир». Обстановка домашняя, доброжелательная. Но за дисциплиной следят, чтобы учились трудиться на уроке, не баловались, не тратили время впустую.
Как относятся к новациям родителей официальные органы, отвечающие за обучение детей? С этим вопросом я обратилась к заместителю начальника МУ «Управление образования» Ухты Ларисе Волоховой: - На сегодняшний день Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ предоставляет возможность обучать детей как в школах, гимназиях и т. п., так и вне этих учреждений – в форме семейного образования. Последнее предполагает прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – пояснила Лариса Алексеевна. – На территории МОГО «Ухта» на начало учебного 2017–2018 года форму семейного образования выбрали семь человек. Все дети обеспечены литературой, запланированы консультации педагогов по предметам учебного плана с целью прохождения промежуточной аттестации. Ребята, которые обучаются на дому, так же как и обычные школьники, не должны иметь академической задолженности (неудовлетворительных результатов). По мнению педагогических работников, дети, получающие семейное образование, испытывают определённые затруднения при включении в школьный коллектив
Многих интересует вопрос, а как потом адаптировать ребенка, взращенного в таких тепличных условиях. Руководитель объединения родительских инициатив «Русская классическая школа» Елена Иванова считает, что семейное обучение не предполагает полной изоляции и ребенок научится общению в своем родном доме не хуже, чем у ровесников:
- И когда мне задают распространённый вопрос «а как же социализация?», я отвечаю: «А к чему социализировать? К хамству? К сквернословию? К курению и пьянству с самого нежного возраста?». Дело в том, что отсутствие критического мышления ребенка не позволяет ему разделить поступки сверстников на плохие и хорошие. Вообще, хорошее черпается в мудрости старших и в заботе о младших, поэтому лучше всего ребенку воспитываться в семье, где много детей, есть бабушки, дедушки, как было раньше.
Потребует ли обучение в РКШ активного участия родителей? Организаторы считают, что нет. «Однако формат небольшой школы семейного типа подразумевает тесный контакт родителей и педагогов, – подчеркивает Елена Иванова, – их общую нацеленность на результат и готовность вкладывать время и силы во всестороннее развитие детей как личностей, граждан и патриотов своей страны».
Сразу хочу заметить, что обучение в новой частной школе будет платным и в идеале в семье должен быть один неработающий взрослый, который сможет сопровождать ребенка, выполнять с ним задания. Далеко не каждая, даже обеспеченная, семья сможет это осилить. Плюс все новое неизбежно требует обкатки, притирки, особенно в таком тонком деле, как воспитание детей. Но любовь к своему чаду и энтузиазм помогают справляться со всеми житейскими трудностями. И хочется пожелать новаторам успехов в их начинаниях. Главное, чтобы не пострадали дети, чтобы получили качественное образование и научились жить в этом непростом мире.
Вероника Лудникова
Фото Николая Лудникова
«Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости. Что женщине врождено стремление учить и развивать свое дитя и вместе с тем даны и необходимые для этого способности, в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практической неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку». К. Д. Ушинский"Колокол Севера" №6(77) ноябрь 2017 г.