В офисе Союза журналистов России я была последний раз лет 10 назад. Приходила с газетой «Колокол Севера» посоветоваться, как лучше оформлять документы на регистрацию. И встретили меня радушно, поговорили, всё объяснили. Нынешний визит получился особенным – ведь делегатам от Союза журналистов Коми - председателю СЖ РК Эдуарду Пименову, Анне Манюк из Сыктывкара и мне, выпускающему редактору «Колокола Севера», - преставилась уникальная возможность, накануне съезда побеседовать с председателем российской организации Владимиром Соловьевым.
Личность незаурядная, даже героическая. Простой парень их Подмосковья после службы в армии окончил международное отделение факультета журналистики МГУ, ещё студентом принимал участие в подготовке сюжетов для программ "Взгляд" и "Прожектор перестройки". Известный тележурналист. В качестве военного корреспондента прошёл семь войн, в том числе обе чеченские кампании, освещал события югославского конфликта, заведовал балканским корпунктом. Автор эксклюзивных интервью с Михаилом Горбачёвым, Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Его звания и должности можно перечислять бесконечно. И была приятно поражена встречей с ним. Владимир Геннадиевич тут же встал, поздоровался и сел рядом с нами за столом. И разговор получился непринуждённый, как у старых друзей.
Хорошо понимая, что у В. Соловьёва следующий день будет весьма напряжённым – состоится съезд, на который соберутся журналисты со всей России, где будут выбирать председателя организации и решать её судьбу на ближайшие пять лет, мы не ждали, что беседа будет долгой. И ошиблись. Заметно, что для председателя СЖР нет важных и неважных гостей.
Так журналистке Анне Манюк удалось задать немало вопросов, в том числе делегированных коллегами из Коми. И один из первых – бывал ли Владимир Соловьёв в нашей республике. Оказалось, да. И Владимир Геннадиевич рассказал занимательную историю:
- Мы придумали такую экспедицию «Неизвестный Север», сделали серию репортажей - из Инты, Воркуты, других городов и на обратном пути заехали в Сыктывкар. Но незабываемое впечатление на меня произвело село Ыб, - признался Владимир Соловьёв. - Помню дорогу с огромными деревьями, избы из больших брёвен. Люди - все на лицо русские, а между собой говорят на неизвестном языке, немного похожим на финский.
Мы приехали в тот день, когда в Ыб привезли гуманитарную помощь из Германии. Я репортаж делал для «Вестей». Сидит бабушка, открывает коробку, достаёт банку с сухим молоком и говорит: это ж наши и не поймут, как это есть. Я ещё там в сюжете сказал, что из побеждённой Германии победителям прислали такие подарки. А местные жители нам говорят, у нас годами никого не бывает, а тут и съёмочная группа центрального телевидения, а ещё французы приехали на нашу древнюю церковь посмотреть. Ну я сразу заинтересовался, что за французы. И вот мы идём, а всё село за нами. Мост такой деревянный. Навстречу два лохматых человека. Я когда-то учил французский, но помню плохо. Начинаю с ними говорить, а они, оказывается, фламандцы, которые плохо говорят по-французски. Мы пытаемся друг друга понять. Они, действительно исследователи древних деревянных строений, приехали в ыбскую церковь. И один из них говорит: «Вообще-то я к славянской культуре имею отношение, моя жена из Сербии и я живу в Сербии. А в это время местные за нашей спиной слушают, как мы с одного незнакомого им языка переходим на другой, похожий на русский, начинаем друг друга хлопать по плечу. Я ведь 10 лет в Сербии проработал, их язык мне как родной.
До сих пор Владимир Соловьёв этот случай вспоминает с особым чувством: «Это ж надо было приехать в коми село Ыб, чтобы там встретить фламандца, который говорит на сербском».
Нам, журналистам, эта история очень близка, таких неслучайных случайностей наверняка у каждого найдётся, а уж у человека, который объездил весь мир и подавно.
Поговорили с Владимиром Геннадиевичем о съезде. В частности, он прояснил, почему решили принимать в СЖР и юридические лица. Оказывается, ещё в 1992 году, когда после распада СССР формировался Союз журналистов России, от него отделились организации Москвы, Санкт-Петербурга с Ленинградской областью и Татарстана. А в этом году, когда Минюст дал добро, решили такую норму в Уставе узаконить. И судя по настроению председателей и членов союзов Москвы и Татарстана они скоро вольются в общероссийскую организацию.
Самыми актуальными темами для российских СМИ на ближайший год Владимир Геннадиевич считает спецоперацию на Украине, помощь добровольцам и мобилизованным, переформатирование промышленности. «И надо не забывать про нормальную жизнь страны, которая продолжается несмотря ни на что и об этом тоже надо писать и говорить», – подчеркнул Владимир Геннадиевич.
Затронули в беседе вопросы образования, культуры поведения в Интернете. Ну и о насущном поговорили - о поддержке региональных союзов СЖР. И тут председатель заметил, что организация готова поддерживать интересные проекты и дал каждому свою визитку.
Про гранты Союза журналистов России в Коми знают. Так я поблагодарила за помощь газете «Колокол Севера», наша редакция уже дважды выигрывала творческий конкурс СЖР для СМИ социально-ориентированной тематики. Я подарила В. Соловьёву последний выпуск газеты и свою книгу «Журналистский дневник о времени и о себе».
А член регионального правления Анна Манюк передала Владимиру Геннадиевичу республиканский литературно-публицистический, историко-культурологический, художественный журнал «АРТ».
Познакомившись с православной газетой «Колокол Севера», Владимир Геннадиевич рассказал, что он автор нескольких документальных фильмов и среди них "Храм в Антарктиде". Этот фильм делался 18 лет. Храм Святой Троицы в Антарктиде был построен для молитвы о всех погибших и умерших в этом месте нашей планеты. Нашей редакции, а также Союзу журналистов Коми В. Соловьев подарил DVD-диски с этой картиной и своим автографом. Кстати, фильм можно найти и в Интернете, в нем есть интервью с Патриархом Алексием II.
На прощание, мы сфотографировались с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым в его кабинете.
Анжелика Лудникова
(Продолжение следует)
Больше фото на странице СЖРК