17 июля в далеком 1918 году свершилось величайшее преступление, была убита Царская семья. Сегодня мы решили вспомнить материал главного редактора газеты «Колокол Севера» Николая Лудникова, посвященного Царскому крестному ходу в Екатеринбурге.
Как написал позже Иван Ильин, «крушение монархии стало крушением самой России, отпала тысячелетняя государственная форма, но водворилась не «российская республика», как о том мечтала революционная полуинтеллигенция левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное Достоевским, и оскудение духа, а на этом духовном оскудении, на этом бесчестии и разложении вырос государственный Анчар большевизма, пророчески предвиденный Пушкиным, – больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой яд всему миру на гибель».
Покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви было принесено в «Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи»:
«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора». (Послание было обнародовано 18 июля 1993 г. Опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» № 6 за 1993 г.).
17 июля 2013 года сбылось моё сокровенное желание, я принял участие в Екатеринбургском крестном ходе в честь Царственных Страстотерпцев - в этом величайшем событии в православной жизни России. Совершается он неизменно, с 16 на 17 июля, после ночного Богослужения в Храме-на-Крови (г. Екатеринбург), возведенном на месте убиения Царской семьи. 21 километр люди идут на Ганину Яму в монастырь Царственных Страстотерпцев, где были уничтожены тела святых. Первые Царские крестные ходы начались уже в 90-х годах, а первый общеепархиальный прошел в 2002-м.
Одной из главных святынь крестного хода является Надымская Царственная чудотворная икона Государя Николая II, именно с ней идут на Ганину Яму тысячи паломников. Образ царя Николая II размером 175/210 см благословил к написанию старец Свято-ТроицеСергиевой лавры, архимандрит Герман (Чесноков) 7 февраля 2002 года.
На обратной стороне иконы покаянная молитва: «Святый мучениче царю Николае, прости нас, грешных, и прими наше раскаяние за нарушение клятвы Великого Московского Собора 1613 года и помолись о нас грешных, дабы Господь нас простил и помиловал Своею благодатию и человеколюбием». И ниже подпись — «верные православные христиане Святой Руси. Аминь».
Икону переносили многими крестными ходами. К настоящему времени она прошла по всей России в общей сложности более 250 тысяч километров.
Впервые икона замироточила при ее освящении - из левого глаза царя потекла небольшая струйка мира. За годы крестного хода с иконой связывают немало чудес. Только на одном казачьем хуторе исцеление от недугов получили два десятка человек. Икона украшена многочисленными подарками, среди которых наперсные кресты и архиерейские панагии.
Готовиться к Царскому крестному ходу начал загодя, в Интернете посмотрел маршрут передвижения из Ухты до Екатеринбурга, составил карту пути. И, конечно, вновь перечитал исторический материал о величайшей русской трагедии, когда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны царь Николай II вместе с женой, детьми и членами свиты.
Перед каждым крестным ходом наваливаются на меня недуги, до самого последнего дня я не был уверен, что состоится моя поездка в Екатеринбург. Неожиданно сильно заболела поясница, боли сопровождались неприятными головокружениями. По опыту своих предыдущих крестных ходов я понимал, что это искушения, бесы всячески «отваживали» меня от паломничества.
Еще вечером 12 июля я малодушно говорил жене, что, наверно, никуда не поеду, поскольку плохо себя чувствую. Однако 13-го решение было принято, как и планировал, рано утром выехал на своей машине в неблизкий путь. Расстояние между Ухтой и Екатеринбургом – 1600 километров, заночевать решил в городе Слободской, у своего давнишнего знакомого, прекрасного батюшки - протоиерея Сергия Пентина.
Батюшка тепло принял меня, накормил, выделил кровать в своем большом доме, где кроме него проживают восемь детей и супруга. 14 июля я исповедался и причастился в храме иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где настоятелем служит отец Сергий. Икона эта чудодейственная, большое количество православного люда исцелилось у этой святыни.
Утром 15 июля я выехал из Слободского в Екатеринбург. Уже первые километры автодороги разительно отличались от нашей трассы Ухта – Сыктывкар, сплошные ямы да ухабы, местами асфальтовое покрытие было вспучено, так что ехать приходилось с предельным напряжением внимания и нервов. От Слободского до Перми средняя скорость моего движения не превышала 60 километров в час. На участке трассы Пермь – Екатеринбург состояние дорожного полотна гораздо лучше, однако возникла другая проблема – огромное скопление транспорта, преимущественно большегрузных фур, которые сплошным потоком шли в обоих направлениях, то и дело возникали пробки, когда какой-нибудь тихоход «плелся» по дороге со скоростью 40 километров в час. Пришлось осваивать езду без правил. Если ехать с предложенной скоростью в колонне фур, то до конечной цели доберешься не раньше чем через сутки, на это не было ни сил, ни времени. Надо сказать, практически все участники движения понимали, что предпринимаемые маневры не лихачество, а суровая необходимость, поэтому фуры ехали не вплотную друг к другу, а на определенном расстоянии, давая возможность обгонявшим их легковушкам вовремя нырнуть в образовавшееся «окно». Несколько раз Господь спас меня от серьезной аварии.
Адреналина было хоть отбавляй, поэтому усталости как-то и не чувствовалось, уже перед самым Екатеринбургом, когда проехать оставалось километров тридцать, я решил не испытывать судьбу и заночевать в одном из придорожных мотелей, коих много расположилось вдоль трассы. Проехав почти 800 километров, я остановился в гостинице, довольно приличной снаружи и внутри. Устал так, что даже не пошел в кафе ужинать, заснул практически мгновенно. Встать хотел пораньше, чтобы было время проехать до главного кафедрального собора Екатеринбурга - Храма-на-Крови, места, где была расстреляна Царская семья, и монастыря, построенного на месте захоронения останков, так называемой Ганиной Ямы.
Утром, на свежую голову, решил не заезжать в Екатеринбург, а оставить машину у мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев и добираться до города автобусом или на такси.
Посредством Интернета я выяснил, как можно проехать до Ганиной Ямы. Для этого надо было Cобытия Царский крестный ход – путь покаяния и любви свернуть на Серовский тракт (дорога на Нижний Тагил), проехать 4 километра до надписи «Монастырь во имя Царственных Страстотерпцев» и далее продолжить движение по указателям.
На деле все оказалось намного сложнее, поскольку заехал я на Серовский тракт не из города, а с трассы Пермь – Екатеринбург. Только со второй попытки и благодаря подсказкам местных жителей мне удалось найти ту самую газпромовскую заправку, а на противоположной стороне дороги надпись: «Мужской монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев». Надпись эта сделана на путепроводе, на высоте 5-ти метров над землей и с дороги совершенно не видна, поскольку теплотрасса проходит метрах в 20-ти от шоссе. От сердца отлегло, наконец-то я почти у цели моего путешествия. Минут через десять вижу многочисленные золотые купола монастырских храмов. Подъезд к обители пока еще не перегорожен машинами ГИБДД, и есть свободные места на стоянке вдоль дороги.
От местного экскурсовода я узнаю, что прямого автобусного сообщения между мужским монастырем и кафедральным собором нет, добираешься до станции метро, и далее на электричке можно доехать до собора. Получив такую информацию, я немного расстроился, в голове засела малодушная мысль – а может быть, не идти в этот крестный ход, дождаться его в монастыре, поснимать шествие паломников, а время до прибытия крестноходцев потратить на общение с местной братией – трудниками и монахами. Размышляя таким образом, я медленно обходил территорию монастыря, пока не увидел три огромные гранитные глыбы, невесть как попавшие сюда. Сразу за ними находилась огороженная территория с могилкой старца - иеросхимонаха Агапита (Лядова), рядом на скамеечке сидели две женщины среднего возраста и о чем-то негромко говорили между собой. Я отворил калитку, вошел внутрь, подошел к могилке, перекрестился, затем заговорил с женщинами, спросив их, кто здесь похоронен. Они рассказали, что лежит здесь монах, служивший в этом монастыре, очень добрый и светлый батюшка, которого они очень любили и у которого исповедовались. Мы познакомились. Валентина и Ирина ходят крестным ходом на Ганину Яму уже не один год, немного посетовали, что на этот раз не удастся им принять участие в покаянном православном шествии. В монастырь они приехали самостоятельно на личном автомобиле, я же рассказал о том, что не знаю, как добраться до главного собора Екатеринбурга – Храма-на-Крови. Женщины согласились меня подвезти после вечерней службы в монастыре. Так промыслительно решилась моя последняя проблема, прикрываясь которой, я малодушно хотел отказаться от участия в крестном ходе.
До места доехали минут за 30, пришлось немного покрутиться у самого храма, поскольку все подъезды были уже перекрыты стражами порядка, однако наш водитель нашла лазейку в строгих кордонах представителей закона, и мы подъехали практически к самому собору. Тепло попрощавшись с моими новыми знакомыми, я направился к величественному главному храму города.
Первое, что бросалось в глаза, – одетые в форму люди, преимущественно казаки, которые немного обособленно стояли компактными группами от общей празднично одетой толпы. Перед собором были разбиты большие армейские палатки, где отдыхали прибывшие со всех концов нашей огромной страны и зарубежья паломники. Тут же была организована бесплатная раздача гречневой каши с мясом или рыбой, на выбор, и чая. Очередь была сравнительно небольшой, поэтому я решил подкрепиться, поскольку до трех часов ночи, когда планировался выйти крестный ход, времени было еще предостаточно. Затем стал осматриваться, пытаясь запечатлеть на фото и в памяти наиболее значимые и интересные моменты всего, что происходило вокруг.
На улице на специальных носилках находилось большое количество икон царя Николая и членов его семьи, особенно выделялась своими размерами икона Николая Второго из города Надыма. Размеры ее впечатляли – примерно два на два с половиной метра. Она располагалась на специальных носилках, несли ее восемь человек. Я уже видел эту икону. В 2006 году, в последний день Великорецкого крестного хода, ее несли казаки, присоединившись к нам на мосту через Вятку.
В Екатеринбурге Надымская икона Николая II предстала передо мною в несколько ином виде, вся нижняя часть святыни была завешана цепочками, кольцами, перстнями и прочими драгоценностями, которыми люди украсили ее в знак благодарности за помощь при их молитвенном обращении к царю Николаю. Даров насчитывалось многие и многие сотни.
Около святыни стояла огромная толпа паломников, которые хотели приложиться к ней. Я обратил внимание на стоящего рядом с иконой фотографа, судя по его одежде, явно не из России, был он огромного роста, за два метра. Мужчина старательно снимал на камеру все происходящее.
Чуть позднее мне удалось поговорить с ним, он оказался чехом, профессиональным фотографом из Праги, как выяснилось, он прекрасно знал героиню моей книги «Записки странника» Дану из Чехии, с которой я шел в 2007 году дорогами Великорецкого крестного хода. Я попросил его передать привет Дане от ее бывшего попутчика.
Невольно сравниваю Великорецкое православное шествие и крестный ход на Ганину Яму. Отличия разительные. Может быть, они не бросаются в глаза человеку не православному, далекому от крестноходческого движения, я же фиксирую эти различия кожей.
Атмосфера Великорецкого крестного хода всегда торжественная и праздничная, люди в большинстве своем идут к Николаю угоднику за помощью, поддержкой и любовью. Для большинства русских людей Николай Чудотворец сопоставим с православным царем - добрым и справедливым, мы идем к нему, как дети, за защитой и поучением.
Совсем другая атмосфера в крестном ходе, посвященном царским страстотерпцам. Не забуду одну пожилую женщину с маленьким рюкзачком, она подходила к иконам Царской семьи, Николая Второго, Алексея Николаевича и рыдала, плакала в голос, вставала на колени и молила о прощении. Слезы ее были настолько искренними, не показушными, отчаяние так велико, что я невольно проникся огромной симпатией к этой простой женщине, которая оплакивала расстрелянное в далеком 1918 году русское царство.
В Екатеринбурге, по моим ощущениям, лейтмотив православного шествия – покаяние. Сколько здесь любви к царственным страстотерпцам можно было ощутить, глядя на огромную драгоценную россыпь икон всех размеров, стоящих перед храмом, приходы принесли их порой проделав многотысячный путь, как, например, Надымская икона Николая Второго.
На паперти Храма-на-Крови был возведен переносной шатровый алтарь, помост, установлены большие видеомониторы, смонтирована мощная акустическая система, прожектора, установлены большие иконы. Именно здесь, под открытым небом были совершены Всенощное бдение и ночная Божественная литургия. Ганина Яма, монастырь Царственных Страстотерпцев - на месте уничтожения останков Царской семьи.
Несколько десятков священников исповедовали крестноходцев на паперти перед храмом и внутри его.
Девять иерархов Русской Православной Церкви - митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Полтавский и Миргородский Филипп; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин; митрополит ИвановоВознесенский и Вичугский Иосиф; архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Салехардский и Новоуренгойский Николай; епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий совершили Божественную литургию. Зрелище величественное и незабываемое. Каждому желающему удалось причаститься Святых Христовых Таин, поскольку чаш было более 100, и среди паломников не было ни суеты, ни толчеи.
В неблизкий путь, несколько десятков тысяч паломников (официальные данные сильно разнятся – от 35 до 60 тысяч человек) выступили в 3 часа ночи.
Я двинулся в путь практически сразу за духовенством, плотность в крестном ходе была настолько большой, что приходилось передвигаться маленькими быстрыми шажками. Нормальным шагом идти в такой толчее было невозможно, поскольку обязательно кто-то наступал тебе на пятку, или ты носком обуви мог снять кроссовок с идущего впереди паломника. Решил переместиться к обочине проспекта, а затем и вовсе вышел на пешеходный тротуар, здесь было немного посвободнее. Темп ходьбы был очень высок, пока двигались по освещенным улицам города, идти было нетрудно. Через некоторое время вышли на окраину Екатеринбурга, здесь приходилось смотреть под ноги, поскольку освещенность в пути была недостаточной. Шли без привалов, изредка останавливались, когда возникал по той или иной причине затор, обычно связанный с резким сужением дороги. На подъемах я мог оглянуться назад и посмотреть вперед, огромное море паломников, казалось, не имело ни конца, ни начала, плотная масса людей вытянулась в обе стороны до самого горизонта, особенно величественно все это выглядело на проспектах города, когда крестноходцы шли плотными шеренгами по 40 – 50 человек, полностью перегораживая широкую магистраль.
Пройдя примерно половину пути, я стал ощущать тяжесть в ногах, они постепенно стали наливаться свинцом, поклажи на мне почти не было, с собой в рюкзачке я взял литр воды, плащ и зонт. Практически весь путь проходил по асфальту, мысленно я похвалил себя не один раз, за то, что надел кроссовки на толстой подошве, в противном случае отбил бы ноги уже на середине пути. Когда до конечной цели нашего шествия осталось километров пять, мы перешли с асфальтовой дороги на гравийную, плохо укатанные камни с острыми краями ощутимо давили на ступни, я с сочувствием смотрел на молодежь, особенно девушек и женщин, которые пошли в неблизкий путь в туфлях и легких кроссовках. Последние километры пути были для меня и большинства крестноходцев особенно тяжелыми, значительно снизился темп нашего движения, сильно заболели мышцы ног. Чтобы как-то облегчить свое состояние, я решил сменить ритм хода, резко увеличив его. Поскольку плотность колонны стала намного меньше, между паломниками были свободные пространства, куда я и проскакивал, почти бегом передвигаясь в толпе крестноходцев. Потерпев несколько минут, я действительно почувствовал огромное облегчение. Так, почти бегом и пришел я к конечному пункту нашего пути - мужскому монастырю во имя Царственных Страстотерпцев.
Первое, что я сделал – сел в свою машину, благо стояла она рядом с монастырем, и переобулся в более удобную обувь, затем выпил почти литр простокваши, в которую превратилось молоко, любезно предложенное мне отцом Сергием. Передохнув минут 15, пошел к монастырю, встретив по пути нескольких знакомых паломников по Великорецкому крестному ходу. Особенно памятной стала встреча с москвичами, с ними последние лет 7 мы вместе шествуем по лесам и полям с иконой Николая Чудотворца на земле вятской. Александр – руководитель и идейный вдохновитель их небольшого коллектива – поведал мне, что участвуют они в Царском крестном ходе уже десятый раз. Встреча наша была короткой и поверхностной, я смог сделать лишь несколько снимков их маленькой команды, расстались тепло, до очередной встречи, теперь уже в Великорецком крестном ходе в 2014 году.
Выехал из монастыря я часов в 10, как только открыли дорогу машины ГИБДД, отправился в уже знакомый придорожный мотель, где отдохнул часов шесть, и продолжил путь, теперь уже домой, полный впечатлений и какой-то щемящей тоски по убиенным страстотерпцам.
На обратном пути также заночевал в Слободском и, кроме того, заехал в Великорецкий мужской монастырь, повидаться с отцом Тихоном, его наместником. Священник оказался на месте, в монастыре, мы тепло пообщались с батюшкой, братия накормила меня, дала в дорогу молока и хлеба.
Домой, в Ухту, добрался в тот же день, уже поздно вечером. Слава Богу, машина в дороге меня не подвела, вела себя идеально. Весь путь я явственно ощущал заботу о себе царственных страстотерпцев, когда в сложных ситуациях на дороге все обходилось благополучно.
Оказавшись дома, вспоминая все перипетии своего путешествия, я сказал своей жене, что на повторную такою поездку, пожалуй, у меня не хватит духа. Она была действительно экстремальной, на дальние расстояния надо ехать с напарником, чтобы было кому сменить тебя за рулем. Однако удивительное свойство человеческого организма, по мере того, как забываются физические страдания, в памяти остаются только светлые моменты, и вновь появляется желание стать соучастником покаянного всенародного крестного хода в память о безвинно убиенной Царской семье и тех людях, которые остались верны ей до конца, приняв мученическую смерть от рук злодеев.
Николай Лудников
Редакция газеты «Колокол Севера» сердечно благодарит настоятеля Свято-Стефановского храма протоиерея Евгения Александрова, который оказал молитвенную и финансовую поддержку в поездке главного редактора Николая Лудникова в Екатеринбург на Царский крестный ход.