Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост не настолько строг в пищевом воздержании, как, например, Великий. По строгости он подобен Петрову посту. По Церковному Уставу запрещаются продукты животного происхождения: мясо, молоко и молочные продукты, яйца. В определённые дни Устав запрещает монашествующим вкушать рыбу и елей (растительное масло). Эти нормы были приняты в XVII веке и отражены в принятом ныне в Русской Церкви Уставе — Типиконе .
Для мирян существуют другие нормы. Так, например, сухоядения (по средам и пятницам) Рождественским постом мы, мирские люди, придерживаемся лишь в Рождественский сочельник. Вторники, четверги, субботы, воскресенья — горячая растительная пища с растительным маслом, разрешается употреблять рыбу. Миряне обговаривают норму поста со своим духовником или со священником, у которого чаще всего они исповедуются. На послабление или же, наоборот, более строгий пост, испрашивается благословение у священника, иначе можно чрезмерно истощить свои силы или же впасть в ядовитую гордость.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
По материалам сайта «Православная энциклопедия «Азбука веры»