Пустозерск и «ревнители древлего благочестия»

Протопоп Аввакум.
Иллюстрация Владимира Никишина

Собирая по крупицам материал о своей семье Лудниковых, я обращался в разные инстанции, беседовал с родственниками, переписывался с краеведами, делал запросы, в частности, в библиотеку села Оксино. И в 2024 году я получил целый пакет электронных сведений о своей семье. По свидетельству старожилов, Лудниковы вместе с Сумароковыми являются одними из основателей села Оксино (в Ненецком автономном округе).

 Меня всегда волновал такой вопрос – когда и откуда появились первые переселенцы из нашего рода за полярным кругом?

Вторая волна русских переселенцев на Печору пришлась на конец XVII – первую половину XVIII веков. Вызвана она была гонением властей на старообрядцев, на далекой Печоре они появились позднее, чем в других северных областях и в Поволжье.

В Пустозерск был этапирован и духовный лидер староверов – протопоп Аввакум. Пустозёрский острог был основан в 1499 году по повелению великого князя Московского Иоанна III в устье разветвлённой реки Печоры.

12 декабря 1667 года осуждённых Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания доставили в Заполярный край. Здесь их поместили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в ызбе» под надзором сопровождавшего их по всему пути следования сотника Феодора Акишева и девяти стрельцов. Народное предание говорит, что во время пути в Пустозёрск и остановки стражи у села Усть-Цильма на Печоре «Аввакум к народу обращался, просил, чтобы старых обрядов держались… руку высоко взметнул с крестом верным и крикнул: «Этого держитесь, не отступайтесь!».

По отписке воеводы Ивана Неелова, строившего тюрьму, самую страшную и дальнюю на севере государства, это «место тундряное, студёное и безлесное». Здесь около 15 лет томились в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум и его сподвижники – инок Епифаний, священник Лазарь и диакон Федор.

Будучи промысловым и торговым городом, Пустозёрск играл роль военного форпоста страны. Вместе с тем Пустозёрский острог служил местом ссылки особо опасных государственных преступников: после Аввакума сюда будут сосланы участники Соловецкого восстания, повстанцы Степана Разина, дипломат и государственный деятель боярин Артамон Матвеев с сыном, начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын с женой и детьми и другие.

Видимо, поэтому старообрядцы не селились в Пустозерске, а старались основать поселение на некотором отдалении от мрачного места. Так вот, среди этих ревнителей веры, как я могу допустить, были и мои предки. А вывод такой я сделал, получив в руки пересланные мне Еленой Дмитриевной Лудниковой, краеведом из села Оксино, архивные материалы, среди которых было письмо, содержание которого я и публикую в газете «Колокол Севера»:

«В декабре 1808 года благочинный Пустозерского прихода Стефан Спирихин сообщил в Пинегское духовное правление, что в трех деревнях его благочиния – Великовисочной, Оксинской и Куйской имеются особые белые покои наподобие часовен с образами для моления обывателями: «В деревне Оксинской посреди улицы находится «анбар», совсем подобный часовне, разве без маковицы, который был поставлен на Восток и разделен на две части, на преддверие и самую моленную. Маковицу заменяет крест, поставленный подле часовни посередине строения в оную вышиной. Молиться в часовню сходятся в каждый день всякой по своему желанию, особенно в праздники. Службы читают «по старонареченным книгам» умеющие грамоте крестьяне, среди которых Иван Зотиков Лудников и Федор Петров Сумароков. Сбор на службы бывает через повестку в двухпудовый колокол, свечам продажа производится, и доброхотные вклады выдают».

Из духовного управления последовало указание уточнить: «Когда и кем построены указанные молитвенные дома наподобие часовни, кому принадлежат находящиеся в них образа, кто заготовляет и продает восковые свечи и где покупают, куда употребляются вырученные за оные деньги, не отправляет ли кто церковнослужение, есть ли какие книги?».

Часовня во имя протопопа Аввакума. Фото Елены Елисеевой

Крестьяне вышеуказанных деревень старались донести до руководства епархии, что они ни в чем не виноваты. Так, поверенным от крестьян Оксинской деревни Иваном Сумарововым было отправлено прошение на имя епископа Архангельского и Холмогорского следующего содержания: «С давних лет среди нашей Оксинской деревни находится «анбар», устроенный нами в честь поставленного в оном образа святителя Николая Чудотворца и мы по отдаленности от нашей приходской церкви в помятой анбар сходимся приносить оному образу молитвы. Как же Пустозерского нашего прихода общество принуждает образ святители и чудотворца Николая из «анбара» вынести и поставить в приходскую церковь, то мы по отдаленности нашей деревни от приходской церкви ходить в оную не в состоянии. С согласия Оксинской деревни крестьян покорнейше прошу приказать пустозерским священникам, чтоб они образ Николая Чудотворца, в «анбар» поставленный, взнести в приходскую церковь нас не принуждали и чрез то не упрекали бы приношения помятому образу наших молитв и о том учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию».

Из содержания этой переписки я делаю вывод, что Иван Зотиков Лудников и его домочадцы были, скорее всего, староверами беспоповского толка.

Длительное пребывание в ссылке в Пустозерске и казнь здесь узников — протопопа Аввакума, иерея Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания, стала для жителей городка и округи большим потрясением и важным событием, изменившим устои местной жизни.

Деятельность официальной Церкви в XVIII-XIX вв. практически полностью истребила раскол в Пустозерске и волости и сгладила, казалось, трагедию «огнепальной» казни так, что в памяти пустозерцев узники остались под общим именем «аввакумов», однако вплоть до 1930-х гг. казнённые ревнители древлего благочестия почитались всеми жителями Нижнепечорья. И хотя явных старообрядцев здесь в конце XIX столетия уже не было (за исключением жителей д. Бедовой), жители Пустозерской волости продолжали креститься двуперстно и весьма почитали старопечатные книги (И. Зуев «Пустозерск – слобода Мезенского уезда Архангельской губернии»).

В. И. Малышев записал в 1934 г. легенду о том, что на месте сожжения в золе нашли несгоревшее ребро (по некоторым вариантам — целое тело), которое принадлежало тому из узников, кто испугался казни. По рассказам местных жителей, это ребро до самого последнего времени хранилось в «малом ковчежце» в Георгиевской церкви в с. Куя, куда было перенесено вместе с этим храмом из Пустозерска (сайт ИРЛИ).

О почитании частиц мощей «аввакумов» в Пустозерске рассказывал В. И. Малышеву С. Г. Писахов, который посетил городок в 1910 г. Одна из пустозерских престарелых жительниц, фамилию которой северный писатель и художник не запомнил, показывала ему очень старинную круглую витую пуговицу с частицей обгоревшей кости внутри, якобы протопопа Аввакума (В. Малышев «Статьи о протопопе Аввакуме»).

После сожжения узников 14 апреля 1682 г. на месте казни был, по сведениям местных жителей, установлен крест. По преданию, крест этот, с надписью на нем изготовили сами узники. «Когда казнь назначили, так Аввакум от тюрьмы до места сожжения крест на своих плечах нес… Когда сожгли, ямку вырыли и пепел в нее закопали, а поверх крест поставили» (А. Тунгусов «Поездка в прошлое. Костер и светильник»).

1 марта 1788 г. «тщанием мезенского купца Петра Протопопова» в двухстах саженях на северо-запад от Преображенской церкви установлен восьмиконечный крест (Н. Ончуков «Печорская старина»). Изготовил памятник житель Ануфриевского скита, инок Андрей Ильин, о чем свидетельствовала прикрепленная сзади дощечка. Памятник этот вошел в историю под именем «аввакумового креста».

Широко известно о нем стало в 1840-х годах после донесения благочинного Большеземельской Николаевской церкви священника Иннокентия Попова. «Раскольники, находящиеся в Пустозерском приходе, – писал он в своём рапорте, – чтят страдальцев Аввакумовских за святых угодников, и многие кланяются им каждением креста, водруженного на их могиле в Пустозерске» (Государственный архив Архангельской области). Это сообщение соответствует действительности, поскольку даже в 1930-е годы «аввакумы» в городке воспринимались как местночтимые святые. День 14 апреля по старому стилю был для пустозеров особым, праздничным: в этот день не работали, за исключением мелких хозяйственных и домашних дел, не требующих больших хлопот.

Местные жители — прихожане официальной Церкви — тайно по ночам в XVIII-XIX вв. служили около «аввакумового креста» молебны. Хотя до настоящего времени даже староверы-беспоповцы не признают Аввакума святым, пустозерцы молились ему, прося помощи, наравне с другими почитаемыми угодниками. Малышевым зафиксированы две молитвы, сложенные местными жителями: «Помяни, Господи, праотцев наших сожженных — Аввакума, Петра, Киприяна…» и женскую «Батюшка Аввакум, наставь меня, дуру, на ум». Самого Аввакума многие жители Пустозерска и селений низовой Печоры поминали не за упокой, а за здравие, так как «он-де живым был взят на небо».

По преданиям, зафиксированным в 1934 г. у местных жителей М. Д. Вокуева и М. А. Богданова, поклониться Аввакуму раньше приезжали старообрядцы со всей Печоры. Они клали к «аввакумову кресту» туески с клюквой и морошкой, деньги, хлебцы (шаньги), вешали на него расшитые крестами пелены, полотенца, кусали крест в надежде спасти пораженные цингой зубы и десны.

Стараниями благочинного Большеземельской Николаевской церкви священника И. И. Попова осенью 1846 г. ограду и навес над крестом разобрали, сам крест был вырыт из земли и брошен под колокольню, куда никого не пускали, «чтобы скрыть с глаз народа», а сам холмик сравняли с землей. Существует легенда о том, что с жителей городка якобы взяли коллективную расписку о том, что они под угрозой наказания откажутся от почитания места святым (Ненецкий краеведческий музей).

Однако уже вскоре после перевода священника Иннокентия Иеремиевича Попова в другое благочиние крест поставили в церковной паперти и даже навесили пред ним фонарь, где «можно было теплить свечи».

В 1847 году в Оксино была построена церковь, деревянная, во имя св. Николая Чудотворца. С тех пор село, входившее в состав Пустозерского прихода, выделилось в самостоятельный приход, к которому относились деревни Голубковка, Бедовое, Сопочная. Вскоре рядом с церковью была воздвигнута колокольня.

По воспоминаниям старожила села Оксино Е. Д. Лудниковой, Никольская церковь в их селе была действующей до начала тридцатых годов прошлого века, после чего ее разобрали, а полученный материал от ее разборки использовали для постройки сельского клуба.

В 1885 году в Оксино была открыта церковно-приходская школа, которая в дальнейшем превратилась в обычную школу. В настоящее время оксинская школа является самой старой в районе, и за годы своего существования она успела выпустить множество талантливых выпускников. Кроме школы в селе Оксино есть также дом культуры, магазины, интернат, больница, детский сад и электростанция. Население Оксино занимается рыболовством и животноводством.

Вот такие интересные свидетельства краеведов и исследователей Русского Севера получил я благодаря промыслу Божиему и, наверно, своей настойчивости и любознательности о своих предках. А тема, которую я краешком осветил в своей работе, очень обширна. Об этом расскажу в следующих публикациях.

Николай Лудников

«Колокол Севера» № 1(120) февраль 2025 г.

One thought on “Пустозерск и «ревнители древлего благочестия»

  1. Спасибо большое! Это очень интересно и для познания истории Русского Севера, и для познания истории севера Республики Коми, а в хитросплетениях истрического времени лаконично прослеживается многовековая история семьи автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *